МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Народные артисты СССР Владимир Федосеев и Юрий Башмет, поздравляя со 130-летним юбилеем Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину, отметили в беседе с ТАСС великую значимость этого места.
"Я всегда чувствую, приезжая в Клин, что вернулся домой, и это дорогого стоит!", - сообщил Федосеев ТАСС.
Он также рассказал, что для него музей Чайковского в Клину стал почти родным домом. А для возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского и для него лично - нет музыки более близкой, чем та, что была создана Чайковским. "Его произведения затрагивают самые сокровенные струны души, помогают превозмогать все трудности жизни и вдохновляться на новые творческие свершения. Его музыка стала частью нашей общей культуры, нашей, если можно так сказать, душевности", - подчеркнул он.
По словам Федосеева, история его выступлений в Клину охватывает период всего его 50-летнего пути руководства Большим симфоническим оркестром. "Мы стали одной семьей со всеми сотрудниками Музея и очень ценим это родство", - отметил артист.
Родная земля Чайковского, где он писал свои шедевры, стала родной и для него самого, рассказал Федосеев. "Такое место навсегда становится магнитом - когда на время покидаешь родную землю - тебя невольно тянет обратно", - сказал он.
"От всего сердца поздравляю родной и любимый дом-музей Чайковского со славным 130-летним юбилеем!", - заключил Федосеев.
Возможность погрузиться в творчество композитора
Народный артист СССР дирижер Юрий Башмет отметил, что музей П. И. Чайковского в Клину - уникальное место. "У всех, кто оказывается здесь, возникают совершенно особые ощущения невероятной душевной близости с Петром Ильичом Чайковским", - убежден он.
По словам Башмета, в музее уже больше 10 лет проводится фестиваль Чайковского. "Эти ощущения возникают и у меня каждый раз, и у тех артистов и музыкантов, кто на фестиваль приезжает впервые. Это ощущение возникает во многом благодаря уникальному музею Чайковского, которому в декабре исполняется 130 лет", - рассказал он ТАСС.
"Такое бережное и искреннее отношение к нашему великому гению, уникальная возможность погрузиться в мир его творчества, увидеть, как он жил, о чем думал, что чувствовал", - подчеркнул он.
Он также отметил, что музей П. И. Чайковского - это место хранения уникального архива, где ведется большая научная работа, где можно увидеть оригинальные авторские партитуры Чайковского, посмотреть, как он работал, сочинял свои гениальные произведения. "Я хочу от всей души поздравить всех сотрудников музея с такой весомой датой. И хочу сказать Вам огромное спасибо за Вашу ежедневную работу, которая доставляет нам всем столько радости и счастья", - заключил он.
Эффект присутствия
Директор музея Игорь Корнилов считает, что главный "месседж", который свято соблюдается на протяжении 130 лет, заключается в эффекте реального присутствия композитора в доме. "Каждый гость, который приходит в дом, выходит с ощущением, что Петр Ильич только что вышел по делам и обязательно вернется. Это живое присутствие хозяина ощущается здесь, и я всегда у наших гостей спрашиваю, какие чувства и эмоции у них были", - подчеркнул он в беседе с ТАСС.
По его словам, было важно показать Петра Ильича таким, какой он был в жизни. "Он - человек, который представляет собой русский дух, гордость нашей нации, и мировой культуры. Но при этом это человек со всеми страстями, эмоциями, вкусами, пристрастиями, гениальный композитор, музыкант, дирижер".
Чайковский никогда не должен быть показан как памятник, сказал директор музея. "Мы не хотим показывать Петра Ильича застывшим в своем величии. Он был открытым, эмоциональным человеком, для нас это очень важно", - пояснил он ТАСС.
"И когда вот я вижу эту реакцию гостей, то, что они побывали в гостях у реального человека, я понимаю - зацепили, попали", - заключил он.
О музее
Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину является первым в России мемориальным музыкальным музеем, центром сохранения, изучения и популяризации творческого наследия великого композитора. Созданный в 1894 году, музей представлял собой новый для России тип музея - музыкально-мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни композитора, но и его архив - ценнейшее музыкальное и литературное наследие, библиотека.