[ ПЕЧАТЬ ]
[ ЗАКРЫТЬ ]

ТАСС, 16/01/2025 23:27 /КУЛЬТУРА/

КУЛЬТУРА-ИКОНА-РЕСТАВРАЦИЯ-КИРИЛЛОВ

Реставрацию уникальной иконы XVIII века "Страшный суд" завершили в Кириллове

МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Уникальную икону XVIII века "Страшный суд" отреставрировали в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Восстановление памятника длилось около двух лет, вскоре ее представят в фонде открытого хранения древнерусской живописи, размещенном в Вологодской башне, сообщили ТАСС в музее.

"Памятник XVIII столетия размером 210 на 170 сантиметров в одиночку отреставрировал заведующий отделом реставрации темперной живописи, художник-реставратор Николай Петухов. Икона "Страшный суд" - особенная, в музей она поступила из церкви Преображения города Белозерска в 40-е годы прошлого века в остро аварийном состоянии", - рассказал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.

Так, между досок основы иконы имелись трещины и перепады, наблюдалась подвижность полотна, в левом углу - отщеп древесины, по всей поверхности лицевой стороны памятника - вздутия с растрескиванием левкаса, осыпи фрагментов живописи с левкасом, многочисленные кракелюры (сетчатые трещины) и утраты красочного слоя. Потребовалось немало сил, чтобы законсервировать памятник от дальнейших разрушений.

На руках у реставратора Кирилло-Белозерского музея множество старинных икон, поэтому консервация "Страшного суда" велась долго. Реставрацией и консервацией икон Николай Петухов занимается более 20 лет. Самыми ранними памятниками, с которыми ему довелось работать, были иконы XV столетия из Успенского собора - одной из первых каменных построек на Русском Севере. Именно их искусствоведы называют шедевром древнерусского искусства.

По словам реставратора, памятник удалось сохранить для будущих поколений. Левкас и красочный слой укреплены при помощи растворов рыбьего клея с нанесением рабочих заклеек из микалентной и папиросной бумаги по всей поверхности иконы. Перепады между досок основы выровнены при помощи металлических струбцин. Подвижные соединения досок основы укреплены с помощью деревянных шкантов, установленных в торцах основы памятника. Удалены рабочие заклейки и поверхностные загрязнения.

"В скором времени икона будет представлена в фонде открытого хранения древнерусской живописи, который разместился в Вологодской башне. После реставрации фортификационного сооружения в ее интерьере появилось современное оборудование, которое помогает сохранить культурное наследие страны в лучшем виде. В башне устроены стеллажи, металлические драйверы и выдвижные системы сеток для хранения экспонатов", - сообщила заместитель гендиректора музея Светлана Смирнова.

© ссылка на источник информации обязательна
[ ПЕЧАТЬ ]
[ ЗАКРЫТЬ ]