ВЛАДИМИР, 11 декабря. /ТАСС/. Более 100 произведений искусства XVI-XVIII веков, объединенных "царской" темой, представят в среду на выставке "105. Лучшее" в музее-заповеднике "Александровская слобода" Владимирской области. Они иллюстрируют лучшие традиции художественных ремесел, заложенные в государевых мастерских слободы, которая на протяжении трех столетий оставалась дворцовой вотчиной Рюриковичей и Романовых, рассказала ТАСС врио директора музея-заповедника Марина Рыбакова.
Выставка приурочена к 105-летнему юбилею Музея Ивана Грозного, как его еще называют.
"Среди экспонатов можно увидеть иконы и парсуны, книги из личных библиотек Ивана Грозного и Алексея Тишайшего, образцы средневековой мебели, драгоценную посуду, образцы шитья, выполненные в слободе царевнами. Мы старались представить разные коллекции. На выставке будут и детали интерьеров дворцов, в том числе фрагменты керамического пола, по которому ходил юный Иван IV. Это были полы дворцовых палат, где жила его мать Елена Глинская", - поделилась собеседница агентства.
Кроме того, в экспозиции представят оружие и доспехи, книги, которые являются вкладами царской семьи Романовых в вотчинную Александровскую слободу. Есть иконы из бывшего имения Нагих - семьи последней жены Ивана Грозного. "Впервые посетители увидят отреставрированное курульное кресло XV века, более пяти лет не выставлялся сундук для приданого, изготовленный в XVI веке в Италии. Также представлена очень редкая накладка для конской сбруи XVII века с рельефным изображением крылатого единорога, которая принадлежала какому-то знатному человеку из ближнего окружения государя", - рассказала Рыбакова, отметив, что музейные раритеты - это источник вдохновения молодых дизайнеров и художников, которые создают на основе исторического наследия новые арт-объекты.
Во время презентации выставки будут подписаны соглашения о сотрудничестве в области продвижения креативных индустрий. Запланирован показ сувенирной линейки с обозначением исторического символа царской власти - единорога, а также дизайнерской линейки детской одежды по мотивам хранящихся в фондах музея образцов вышивки "александровская гладь".
ЯКУТСК, 11 декабря. /ТАСС/. Участники международной образовательной зимней школы "Волшебный мех" Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) разработают около 50 эскизов дизайна изделий из меха. Об этом сообщила ТАСС куратор зимней школы, доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики Антонина Романова.
"Участники зимней школы прослушают лекции и мастер-классы по культурному коду в дизайне и традиционном искусстве, технологии обработки и создания меховых изделий, маркетинговым исследованиям. Студентов ждет и проектная работа - пять команд разработают порядка 50 эскизов меховой одежды и аксессуаров меховой одежды, в том числе пять эскизов для нашего индустриального партнера - корпорации "Сахабулт", - рассказала Романова.
В зимней школе обучаются студенты АГИКИ, Казанского колледжа технологии и дизайна, Якутского колледжа креативных индустрий "Айар Уустар", Политехнического колледжа производства и ремесел им. Раджива Ганди (Монголия, Улан-Батор). "Студентов ждут отдельные занятия по работе с искусственным интеллектом. Для лучших эскизов с помощью ИИ будут созданы 3D-модели", - добавила куратор.
На открытии зимней школы состоялся показ творческих работ участников международной школы и компании "Сахабулт" - меховых изделий, национальных костюмов и аксессуаров.
Зимняя школа проводится при поддержке научно-образовательного центра мирового уровня "Север". Акционерное общество "Сахабулт" создано в 1992 году, является единственным заводом в России, перерабатывающим оленьи шкуры и единственным предприятием по переработке кожевенного сырья на Дальнем Востоке. В структуру компании входят пушно-меховая база, охототдел и шесть цехов - выделки пушнины, кожевенный, скорняжный, меховой обуви, кожаной обуви, сувенирный цех. Национальный промысловый концерн "Сахабулт" является самым крупным охотхозяйством в республике.
МОСКВА, 11 декабря./ТАСС/. Министерство культуры Российской Федерации открыло регистрацию на международный фестиваль "Интермузей.Экспо", сообщили в пресс-службе фестиваля. Он пройдет с 19 по 21 декабря 2024 года в выставочном пространстве Новой Третьяковки на Крымском Валу, все мероприятия в рамках фестиваля бесплатные и по регистрации.
"С 19 по 21 декабря 2024 года в Москве пройдет международный фестиваль "Интермузей.Экспо", организованный Минкультуры России, при поддержке правительства Москвы. Мероприятие станет продолжением весеннего этапа "Интермузея", который с этого года перезапускается в двух разных концепциях "Форум" и "Экспо" и будет проходить два раза в год. Общая тема для 2024 года "Музей - это люди" будет продолжена в "Интермузей.Экспо" и рассмотрена в новых ракурсах и форматах", - сказано в сообщении.
Как отмечает директор Департамента музеев и поддержки циркового искусства Минкультуры России Елена Харламова, в этом году "Интермузей" представлен в новом формате. Вторая часть, "Экспо", предназначена для того, чтобы продемонстрировать, как развивается музейное дело в нашей стране. Музеи становятся пространствами для общения и созидания. Это первый "Интермузей.Экспо", который запускает новую традицию представления ключевых музеев через тематические экспозиции в одном месте. "Особое внимание будем уделять детям и подрастающему поколению, для которых разработана специальная программа, а сами экспозиции адаптированы под детскую аудиторию", - добавила она.
Выставочное пространство состоит из четырех тематических зон, они отражают путь музейного предмета. Первая зона под названием "Это музей" расскажет о судьбе экспонатов, начиная с момента их попадания в коллекцию и заканчивая встречей со зрителем в музее. Во втором пространстве, "Музейные технологии", будут представлены инновационные решения, обеспечивающие эффективную и бесперебойную работу музейных комплексов. Третья зона, "Музейные маршруты", будет посвящена одноименному проекту Минкультуры России, связанному с недавно открывшимися музеями в нашей стране. Четвертая зона, "Международные выставки музеев России", продемонстрирует проекты, реализованные российскими музеями за границей.
Кроме того, для участников доступны образовательные и деловые программы, дискуссионные площадки и лекции. Для юных посетителей также предусмотрена отдельная образовательная программа, посвященная музейным профессиям.
О фестивале
Международный фестиваль "Интермузей" является крупнейшим деловым событием для сотрудников, партнеров и посетителей музеев имеющим более 25-летнюю историю. В 2024 году "Интермузей" меняет концепцию и проходит в двух форматах - "Форум" и "Экспо". Первый этап фестиваля прошел с 23 по 26 мая в Москве и впервые включал в свою официальную программу семь площадок. Событие привлекло рекордное количество участников - более 8 тысяч посетителей. ТАСС- генеральный информационный партнер.
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Выставка "В царстве Снежной королевы" по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, которой в этом году исполняется 180 лет, открылась в Российском государственном музее Арктики и Антарктики (РГМАА) в Санкт-Петербурге. Об этом сообщается в официальном телеграм-канале треста "Арктикуголь".
"Сегодня в Российском государственном музее Арктики и Антарктики (РГМАА) открывается выставка "В царстве Снежной королевы" по мотивам сказки Г. Х. Андерсена, которой в этом году исполняется 180 лет. Как известно, чертоги своей героини сказочник расположил на Шпицбергене", - приводится в сообщении.
Отмечается, что российские полярники Шпицбергена передали в экспозицию музея предметы и фотографии - атрибуты шахтерского труда и быта, снимки ландшафтов архипелага и другие вещи, рассказывающие о жизни на полярных островах.
На выставке представлены добытый на самом северном российском руднике "Баренцбург" уголь, повседневный шахтерский костюм российских горняков, боны, имевшие хождение в поселках треста, сделанные жителями Баренцбурга и Пирамиды, кадры редких арктических животных, растений, гор, ледников, озер, фьордов.
Трест "Арктикуголь" выступил партнером выставки.
Россия работает на Шпицбергене более 90 лет. В 1931 году был основан государственный трест "Арктикуголь", который добывает 120 тыс. тонн угля в год. Компания владеет на Шпицбергене территорией в 251 кв. км. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков ранее сообщал, что уголь не является будущим Шпицбергена. Архипелаг интересен туристам, и следует инвестировать в этом направлении.
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Около 300 праздничных конструкций, среди которых украшенные ели, шары и фигуры животных, установили на территории ВДНХ в преддверии Нового года.
"Перед аркой Главного входа, на Центральной и Главной аллеях и в других локациях появились новогодние ели, фигуры животных, арки, шары, цифры, иллюминация, информационно-декоративные стенды и другая праздничная атрибутика. Всего на территории выставки и парка "Останкино" установили около 300 тематических конструкций, которые создают атмосферу всеобщего праздника и уюта. Также на цифровых экранах и других объектах на территории разместили баннеры проекта "Зима в Москве", - говорится в сообщении.
Отмечается, что гостей перед аркой Главного входа встречает гигантский шар, поверхность которого отделана золотым кружевом и светится яркими цветами, а внутри установлены скамейки. На Центральной аллее можно увидеть семь сверкающих ворот высотой семь метров, за ними разместилась светящаяся арка высотой более 18 метров, ее можно увидеть возле павильона №1 "Центральный", здесь же посетители могут полюбоваться шарами-подвесками и праздничной иллюминацией. В Северном и Южном розариях появились трехметровые одуванчики, а исторические фонари уличного освещения ВДНХ превратились в светящиеся бокалы.
"Неизменным символом приближающегося Нового года являются цифры 2025 высотой до 5,5 метра. Их можно увидеть на площади перед аркой Главного входа, у северной станции канатной дороги, у арки Южного входа и за павильоном №34 "Космос". Ну а самый главный символ Нового года - наряженную ель - можно увидеть сразу в нескольких уголках выставки", - добавили в пресс-службе.
Деревья высотой от 6 до 17 метров расположены на катке ВДНХ, у музея "Атом", возле площади Промышленности, у интерактивного музейного комплекса "Буран", в зоне Ландшафтного парка и в парке "Останкино".
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Объявлены 18 победителей второго сезона всероссийского конкурса гидов-экскурсоводов "Проводники смыслов" программы Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) "Больше, чем путешествие", сообщила пресс-служба Росмолодежи.
"В мастерской управления "Сенеж" президентской платформы "Россия - страна возможностей" прошла торжественная церемония награждения победителей второго сезона всероссийского конкурса гидов-экскурсоводов "Проводники смыслов" программы Росмолодежи "Больше, чем путешествие".
<
…
>
На церемонии награждения - главном событии финала конкурса - были объявлены 18 победителей", - говорится в сообщении.
Победители конкурса были объявлены в пяти основных и трех специальных номинациях "Профориентационная экскурсия", "Культурно-познавательная экскурсия", "Хранители троп", "Детская экскурсия", "Экскурсия будущего", "Признание года", "Идея года" и "Лучший молодежный маршрут".
По словам руководителя программы Росмолодежи "Больше, чем путешествие" Олеси Тетериной, 400 проектов стали полуфиналистами, а 100 дошли до финала. "Победители конкурса сегодня получили дипломы, подарки и сувениры от партнеров, удостоверение о повышении квалификации, а также в зависимости от номинации сертификат на поездку в рамках программы "Больше, чем путешествие" или обучение на образовательной онлайн-платформе", - добавила Тетерина.
Кроме того, в рамках программы финала конкурса был записан аудиогид по России "10 000 км за 100 минут". Как отметили в пресс-службе, в 2025 году будет создан пул аудиомаршрутов "Экскурсии возможностей" с акцентом не только на туристическую познавательную составляющую российских регионов, но и на молодежные объекты, созданные в рамках национального проекта "Молодежь и дети".
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 декабря. /ТАСС/. Раздел, посвященный детской литературе, появится в Государственном литературном музее "ХХ век" после масштабной реэкспозиции. В нем будут представлены, в частности, уникальные предметы, принадлежавшие знаковому советскому писателю Евгению Шварцу, их впервые покажут широкой публике, сообщила в беседе с ТАСС сотрудник музея Марина Лебедева.
"В наших планах - создание экспозиции, посвященной детской литературе. На ней появятся предметы, принадлежавшие Шварцу и посвященные ему. Эти предметы впервые показали на встрече нашего литературного клуба журналистам - кому бы то ни было кроме музейщиков. Они все очень примечательные, так как являются свидетелями написания любимых нами произведений", - сказала Лебедева.
Среди уникальных предметов - чернильница-насос Евгения Шварца, которая была сделана на Императорском фарфоровом заводе во времена правления Николая I, столик, за которым тот создавал свои произведения, а также другие личные вещи писателя.
Особо интересна рукопись статьи "О сказке". В возрасте восьми лет Шварц решил, что станет знаменитым писателем, но очень стеснялся своего почерка и вместо того, чтобы писать, заполнял листы волнистыми линиями. Осенью 1916 года был призван в армию. Евгений Шварц дошел до Екатеринодара (сегодня - Краснодар), где в ходе штурма получил тяжелую контузию. С тех пор у него был тремор рук, почерк стал практически нечитаемым.
Экспозицию, посвященную детским писателям, дополнят вещи Бианки, архив которого его семья сегодня передает в музей.
О музее
Государственный литературный музей "XX век" был создан в 2007 году на базе Музея-квартиры Михаила Зощенко, который, в свою очередь, открылся за 15 лет до этого, в 1992 году, в знаменитом Писательском доме на канале Грибоедова, 9. Постепенно собрание музея стало документировать историю ленинградской писательской организации в целом, с 1921 года по настоящее время. Музей является обладателем, в числе прочих, персональных коллекций Николая Заболоцкого, Евгения Шварца, Вениамина Каверина, Всеволода Рождественского и других жильцов дома.
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Государственная Третьяковская галерея запускает новый выставочный проект "Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение", который приурочен к значительной реставрации и возвращению картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" в основную экспозицию галереи в Лаврушинском переулке. Об этом сообщили в пресс-службе музея.
"Государственная Третьяковская галерея открывает выставочный проект "Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение".
<
…
>
Сегодня Третьяковская галерея наконец может объявить о возвращении картины в залы, где она будет экспонироваться в специально сконструированной климатической антивандальной капсуле", - говорится в сообщении.
На выставке представлены этюды, эскизы, архивные документы, хроника первого нападения на картину в 1913 году, детали реставрации. В 2018 году повторное нападение на полотно открыло новый этап исследований и реставрации, что показано на экспозиции через фотографии и видео. "Этой работе была предназначена судьба с несколькими "линиями жизни". Первый ее показ на 13-й выставке Товарищества передвижников стал огромным художественным событием - картина сразу и навсегда породила ожесточенные споры и столкновения мнений и даже подвергалась цензурному запрету", - добавили в галерее.
Как отмечают в пресс-службе, за 100-летнюю историю нахождения в коллекции Третьяковской галереи на картину напали дважды - в 1913 году и в 2018 году. Работы по ее восстановлению начались сразу же после инцидента - 25 мая 2018 года. В 2019 году спасение полотна продолжили при помощи специального механизма - стола-трансформера, который разработали по индивидуальному проекту реставраторов музея.
Выставка будет доступна для зрителей с 17 декабря 2024 года по 2 ноября 2025 года.
КИРОВ, 11 декабря. /ТАСС/. Вятский художественный музей имени Васнецовых (ВХМ) в 2025 году запустит интерактивный проект "2 000 лет искусства", который в нескольких необычных форматах расскажет об истории музея и его коллекции. Об этом ТАСС сообщила заведующая отделом проектно-коммуникативной деятельности музея Софья Пикулева.
"В 2025 году Вятскому художественному музею исполняется 115 лет, планируем работать с собранием музея, в частности, сейчас идет работа над проектом "2 000 лет искусства", в рамках которого в разных форматах - от тематических арт-пауз и встреч в реставрационных мастерских музея до виртуального взаимодействия - мы буем рассказывать об истории музея и его собрания", - рассказала Пикулева.
Проект также приурочен к открытию новой постоянной экспозиции "Западноевропейское искусство: от античности до начала ХХ века". По словам завотделом проектно-коммуникативной деятельности, в фондах музея хранятся более 25 тыс. экспонатов, в том числе один из древнейших экспонатов выставки - древнегреческий кратер (то есть сосуд для смешивания), датированный V-IV в. до н. э. О нем и других редких экспонатах музей расскажет в серии роликов "ВХМ: от античности до классицизма", аудиогидах и путеводителе.
"В рамках проекта разработаны два приложения для интерактивных панелей: в одном можно познакомиться с историей музея и узнать больше о главных экспонатах русского и зарубежного искусства из постоянной экспозиции через игру арт-мемо, в другом приложении - узнать больше о предметах из собрания", - добавила Пикулева.
В 2024 году Вятский художественный музей реализовал около десятка нетривиальных проектов. В частности, к 650-летию Кирова музей рассказал о наследии выдающегося архитектора Александра Витберга, который повлиял на облик Вятки XIX века. Также в этом году ВХМ вместе с Ботаническим садом ВятГУ представили полидисциплинарный проект "Homo botanicus, или Практики совместного процветания" о взаимодействии человека и мира растений, об опыте их совместного проживания в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, постоянная экспозиция дымковской игрушки в 2024 году дополнилась специальным "дымковским" приложением на интерактивной панели экспозиционного зала: посетители могут раскрасить шесть традиционных дымковских персонажей, а также увидеть более 90 3D-моделей игрушек и познакомиться с 35 мастерицами.
Помимо этого, ВХМ при поддержке грантовой программы "ВКонтакте" выпустил два сезона исследовательского видеопроекта "5 минут до закрытия", где каждая серия - настоящее художественное высказывание молодых посетителей о музее, искусстве и самих себе, исследование их взаимоотношений не с отдельным экспонатом или выставкой, а всем пространством музея и его филиалов.
О музее
Вятский художественный музей имени Васнецовых был открыт в 1910 году, это был первый художественно-исторический музей на севере и северо-востоке России. В музее находятся более 25 тыс. предметов иконописи, живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры.
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Молодежный форум славянских университетов, который проходит в Москве, играет большую роль в сохранении связей между странами бывшего СССР. Такое мнение выразил первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.
"Коммуникации важны всегда. Но мы, люди старшего поколения, которые жили еще в Советском Союзе, мы, конечно, испытываем определеную ностальгию по тому периоду. Но при этом мы понимаем, что сегодня страны, представленные здесь, сейчас в Москве, конечно, это самостоятельные государства, строящие собственную политику, собственное будущее. Но при этом, мне кажется, сохранение связей между странами на самых разных уровнях - культурном, экономическом, политическом, студенческом - крайне важно. Потому что у нас очень много общей истории, общего мировосприятия, много культурных корней. И все это нужно развивать и поддерживать", - сказал он, выступая на мотивационной сессии Второго молодежного форума славянских университетов.
На пороге 2025 года, года 80-летия Победы, помнить общую историю особенно важно, уверен Гусман. "Низкий поклон руководству РГГУ, отдельно хочу поблагодарить научного руководителя РГГУ, академика РАН Ефима Иосифовича Пивовара за организацию этого форума, потому что это очень большое, благое и, на мой взгляд, крайне нужное и важное для молодежи дело", - добавил Гусман.
Как отметил Ефим Пивовар в беседе с ТАСС, форум славянских университетов и подобные ему мероприятия особенно актуальны сегодня сразу по нескольким причинам. "Такие форумы - это обращение к молодежи. Работа на будущее, на перспективу. Это крайне важно и для будущего интеграционных процессов на постсоветском пространстве, и для сохранения и приумножения общего культурного, исторического и гуманитарного наследия", - отметил он.
Кроме того, такие форматы взаимодействия помогают повысить и качество образования, уверен Пивовар. "Благодаря такому взаимодействию мы получаем больше информации о процессах на постсоветском пространстве, о самом постсоветском пространстве, о его современности, политической культуре, образовательной практике, истории и так далее. Это очень важно, в том числе для создания совместных международных проектов", - подчеркнул он.
Первый замгендиректора ТАСС в рамках форума также поделился с его участниками способами выявления недостоверной информации, на которые обычно опирается в своей работе информационное агентство. "Во-первых, это источники. ТАСС никогда не публикует информацию из одного источника - минимум два, а, как правило, три. Непроверенная новость никогда не появится на ленте ТАСС. У нас даже есть присказка - то, о чем не сообщил ТАСС, не существует в природе. Кроме того, играет роль опыт. Тут как у хорошего врача - бывает много случаев, когда объективные показатели говорят об одном, а интуиция об обратном. И она чаще всего права. Любите информацию, проверяйте информацию. Доверяйте ТАСС", - заключил он.
О форуме
11-12 декабря в Российском государственном гуманитарном университете проходит II Молодежный форум славянских университетов. РГГУ является организатором форума совместно с центрами евразийских исследований, открытыми в 2022 году на базе Белорусско-Российского университета, Кыргызско-Российского (Славянского) университета, Российско-Армянского университета и Российско-Таджикского Славянского университета и Научным советом по комплексным проблемам истории и культуры современной Евразии при Отделении историко-филологических наук РАН. В ходе форума обсуждаются вопросы развития студенческого сотрудничества, научного взаимодействия молодых ученых, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей.
В заседании участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
В ходе встречи представители внешнеполитических ведомств констатировали, что мир переживает глобальные изменения, охватывающие все сферы жизнедеятельности. Дипломаты подчеркнули, что ключевым международным процессом остается формирование многополярного миропорядка. Отмечена близость подходов к его оценке.
Участники консультаций акцентировали необходимость адаптации существующей системы межгосударственного взаимодействия к полицентричным реалиям.
По итогам дискуссии стороны высказали заинтересованность в развитии и укреплении рабочих контактов.
Стороны обсудили актуальные вопросы белорусско-российского взаимодействия, ход союзного строительства. Александр Рогожник и Сергей Миронов обменялись мнениями об итогах недавнего заседания Высшего государственного совета Союзного государства в Минске.
"Особое внимание уделили состоянию торгово-экономических отношений, насущным вызовам и угрозам безопасности Беларуси и России в глобальном и региональном контекстах. Отдельно обсудили предстоящие в январе 2025 года выборы Президента Республики Беларусь", - проинформировали в пресс-службе.