МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Первый туристический путеводитель по ключевым достопримечательностям Русского Севера выпущен в свет. Он предлагает маршруты по новым туристическим программам Мурманской и Архангельской областей, в том числе ночную прогулку по архангельскому Каргополю, знакомство с "восьмым чудом света" - Кольской сверхглубокой скважиной, сообщили ТАСС в пресс-службе компании "Северсталь", при поддержке которой выпущен путеводитель.
"Первый культурный путеводитель по новым туристическим программам музеев Мурманской и Архангельской областей создан на базе благотворительной программы "Музеи Русского Севера" фонда "Доброта Севера" при поддержке компании "Северсталь" и Президентского фонда культурных инициатив. Путеводитель предлагает десять новых интерактивных однодневных туров, которые ориентированы на подростков и молодежную аудиторию. Посетители станут участниками уникальных музейно-туристических событий, узнают об историческом и культурном наследии территорий", - сообщили ТАСС в компании.
Так, в Архангельской области гости смогут побывать на ночной прогулке по историческому городу Каргополю, пройти "школу выживания" от первых поселенцев Новой Земли, посетить места вдохновения русских писателей в Пинеге, погрузиться в профессию железнодорожника. В Мурманской области предложено разгадать тайны уникальных первобытных пещерных наскальных рисунков-петроглифов, побывать в закрытом военном городе и познакомиться с флотскими традициями, посетить самую глубокую скважину в мире - Кольскую сверхглубокую.
Туристические проекты были оценены музейными экспертами, прошли комплексную подготовку и вошли в путеводитель с учетом рекомендаций локальных туроператоров и экспертов. Большую часть программ из путеводителя планируется запустить в 2024-2025 годах, одна уже запущена.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 ноября. /ТАСС/. Всероссийский форум молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока "Российский Север" открылся в Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). На нем собрались 100 участников из 30 регионов России, сообщили журналистам в пресс-службе Росмолодежи.
"Всероссийский форум молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации "Российский Север" платформы "Росмолодежь. События" торжественно открылся на Ямале. В этом году участниками мероприятия стали 100 талантливых молодых людей из 30 субъектов страны", - говорится в сообщении.
В частности, в мероприятии приняли участие молодые люди из Москвы и Санкт-Петербурга, Тувы, Удмуртии, Ямала, Алтая, Камчатки, Карелии, Хабаровского, Красноярского, Забайкальского краев и других регионов. "Среди участников - представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и других национальностей, заинтересованные в сохранении культуры, языков и традиций коренных народов, молодые ученые, языковые активисты, этноблогеры, специалисты медиасферы, туризма, дизайнеры и общественники, которые занимаются социально значимыми вопросами развития российского Севера", - добавили в пресс-службе.
На церемонии открытия состоялось выступление гостей из Якутии, Красноярского края, представителей общественных организаций и Ассамблеи народов России. "В первый день форумчане поучаствовали в атмосферной программе и пересекли линию "Полярного круга" в Салехарде, познакомились с достопримечательностями единственного в мире города, расположенного на Полярном круге, и узнали об истории развития столицы Ямала", - отметили в Росмолодежи.
Форум "Российский Север" впервые состоялся в подмосковной Клязьме в 2015 году. В 2020 году он впервые прошел в Салехарде. С 2021 года Ямал стал постоянной площадкой для проведения всероссийского форума.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 ноября. /ТАСС/. Историки Уральского федерального университета восстановили карту "вузовского городка" по проекту 1930-х в Екатеринбурге годов по не публиковавшимся ранее градостроительным документам, сообщил на пресс-конференции в Уральском информационном центре ТАСС заведующий кафедрой истории России Уральского федерального университета (УрФУ), руководитель проекта Сергей Соколов. Так называемый уральский Втузгородок был первым в стране опытом проектирования крупного научно-учебного центра.
"Проект потребовал много работы от нас, как архивной, так и работы дизайнеров, архитекторов и Уральского федерального университета, и привлеченных наших партнеров.
<
…
>
Большую часть времени мы работали над реконструкцией, которую представили в трехмерной модели.
<
…
>
Один из вариантов - это главный корпус, как он должен был быть построен по проекту 1930 года", - сказал Соколов.
Он отметил, что историки выбрали предполагаемый план строительства городка высшего технического учебного заведения - Втузгородка - 1930 года, однако полностью проект реализован не был. В частности, главный учебный корпус вуза - ныне УрФУ реализовали в неоклассическом стиле с колоннами, а не в авангардном как задумывалось в проекте.
Заместитель директора по науке Института истории и археологии УрО РАН Константин Бугров подчеркнул, что строительство "университетского городка" в 1930-е годы - это первый в истории России опыт проектирования единого комплекса науки, высшей школы и производства. На данный момент создана интерактивная модель "Втузгородка" того времени - для создания карты было оцифровано 12 уникальных типов зданий: главный учебный корпус, общежития, профессорские дома, техникумы и квартал, где расположены первые блочные дома Екатеринбурга. Онлайн-проект - мобильное приложение и сайт - реализованы при грантовой поддержке Фонда "История отечества".
Научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга и младший научный сотрудник лаборатории цифровых технологий в историко-культурных исследованиях УрФУ Ксения Пименова, отметила, что проект создавался по ранее неопубликованным документам, так благодаря вновь выявленным источникам историки узнали, что проект строительства в те годы оценивался в 120 миллионов рублей. По планам Втузгородок должен был занимать площадь в 2-2,5 раза больше современной и стать на тот момент крупнейшим в Советском Союзе вузовским кампусом.
Снос "нахаловки"
Во время работы историки выяснили интересные факты. В частности, что из-за строительства Втузгородка выселили жителей "нахаловки". Градостроительное освоение территории современного района Втузгородок началось с 1914 года, когда было учреждено первое высшее учебное заведение Екатеринбурга - Горный институт.
"Однако до начала строительства здания эта территория не пустовала. На ней селились незарегистрированные жители, возводившие жилье без дозволения властей. В народе этот поселок назывался "нахаловкой". В 1930-е, когда Втузгородок начали застраивать, "нахаловку" снесли", - рассказывает Пименова.
Уральский федеральный университет - один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня - части национального проекта "Наука и университеты", реализуемого Минобрнауки России. Университет - участник государственной программы поддержки российских вузов "Приоритет-2030", выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "Передовые производственные технологии и материалы".
МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Масштабная конкурсная программа "Новые вершины", в которую войдут фестивали и соревнования по техническому творчеству, театральному и цирковому искусству, лингвистике, страноведению, истории, краеведению и культурологии, стартовала в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах. Об этом сообщила пресс-служба учреждения.
"Это один из самых масштабных творческих проектов в Москве. В течение учебного года проведем более 40 конкурсов и фестивалей по 10 направлениям - от изобразительного искусства до лингвистики. Планируем, что программа "Новые вершины" в этом году охватит более 250 тысяч юных москвичей", - говорится в сообщении.
Программа продлится до конца июня, принять участие могут столичные школьники и дошкольники старше четырех лет, а некоторые состязания доступны для молодых людей до 21 года. Например, вокалистов и танцоров ждут фестивали "Джазовая весна", "Поющая Москва", Голоса мегаполиса", конкурсы циркового мастерства, народной и авторской песни. Школьники, увлекающиеся техникой, смогут попробовать себя в состязаниях по авиа-, судо- и техническому моделированию, конструированию, дизайну, радиоэлектронике, информационным и компьютерным технологиям. Любители естественных наук примут участие в турнирах по географии, химии, биологии, экологии и астрономии.
Лауреатов конкурса наградят на гала-концерте, традиционно победителей программы в конце сезона ждут выездные профильные смены в образовательном центре "Команда" на берегу Истры. Их проведут педагоги образовательного комплекса "Воробьевы горы", приглашенные спикеры от компаний-партнеров, руководители коллективов - победителей сезона.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 ноября. /ТАСС/. Масштабное одновременное выступление 400 аккордеонистов и баянистов планируется организовать на площади 400-летия Тюмени в областной столице в рамках празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил директор фонда "Золотые ворота Сибири" Игорь Самкаев.
"В Тюмени есть площадь 400-летия города. В следующем году юбилейный год со Дня Победы, 80 лет. Мы решили, что у нас в любом случае будет Третий чемпионат России по аккордеонам и баянам. И вот 400 аккордеонистов и баянистов исполнят на площади главные песни Победы. Я думаю, такого еще не было, и это очень значимо, что это будет именно в День Победы", - рассказал Самкаев.
Он отметил, что музыканты исполнят на площади наиболее знаковые композиции, связанные с 9 мая - "День Победы", "Катюша" и "Прощание славянки". Вместе с ними также будет выступать оркестр. Как добавил президент Российского танцевального союза, народный артист России Станислав Попов, площадь 400-летия Тюмени достаточно большая по своим размерам, и организаторы ожидают, что 9 мая из всех зрителей здесь соберется большой городской хор.
САМАРА, 21 ноября. /ТАСС/. Выставка "Развитие ракетостроения в России", посвященная жизни и деятельности выдающегося конструктора Сергея Павловича Королева, открылась в Самарском национальном исследовательском университете, который носит имя ученого. В экспозиции представлены неизвестные широкой аудитории фотографии и документы, в том числе материалы ТАСС об исторических событиях 1960-х годов.
"Для того, чтобы сейчас двигать науку, промышленность, космос, важно понимать, откуда все начиналось. Важно видеть исторические аспекты этой деятельности, архивные документы", - сказал на открытии экспозиции директор архива РАН Александр Работкевич.
Экспозицию составили около 50 экспонатов из фонда Сергея Королева и архива РАН - копии документов, рукописей, чертежей, фотографии. В основном это свидетельства, которые ранее широко не тиражировались. Открывается экспозиция детскими фотографиями Королева и выдержками из его биографии, представлены его учебные документы. Выставка рассказывает о периоде 1930-х годов, когда молодой ученый начинал свой путь, отражает основные этапы его работы в следующих десятилетиях, 1960-е годы и первые полеты в космос, а затем знакомит с современными буднями РКЦ "Прогресс".
Публикации с личными правками
Среди экспонатов выставки - репортаж обозревателя ТАСС Александра Романова "Восток-2" взял старт" о полете Германа Титова и фрагмент беседы журналиста с ученым, получившей название "Все выше и выше к звездам". На полях рукой Королева внесены правки и дополнения. С согласия ученого материалы были опубликованы в 1961 и 1965 годах. Рядом представлен текст "космической лирической песни "Человек за бортом", написанный Романовым на мотив шлягера "Не кочегары мы, не плотники". В эти строки Королев в 1965 году тоже внес личные исправления.
"Сергей Павлович глубоко понимал не только суть своей работы, но и то, как об этом надо сказать народу, в этом творческий характер его личности", - полагает Работкевич. Заместитель директора архива РАН, автор экспозиции Ольга Селиванова добавила, что ученый "очень хорошо понимал значимость того, что сейчас бы назвали формированием общественного мнения, его правка в выходивших публикациях была обязательной".
Выставка открыта для посетителей до 28 ноября. Ее организовали Самарский университет имени Королева, Архив Российской академии наук, АО "РКЦ "Прогресс", ПАО "ОДК-Кузнецов", Региональный центр развития публичной дипломатии и международных отношений имени Евгения Примакова.
Сергей Павлович Королев (1907-1966) - советский инженер-конструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, основоположник отечественной космонавтики. Под его руководством состоялся запуск первых советских ракет и конструирование космических кораблей. Авторству ученого принадлежат более 250 научных работ, статей и изобретений.
"Развитие атомной энергетики в стране неразрывно связано с очень важным вопросом подготовки персонала. Одним из основных рисков в нашей работе является человеческий фактор. Опыт, который был наработан в Советском Союзе и успешно применяется Российской Федерацией на объектах "Росатома", мы переняли. Вначале к нам приехали специалисты с опытом эксплуатации и помогли создать, настроить эту систему. А сегодня БелАЭС - это коллектив, где на 99,5% работают белорусские специалисты", - сказал Сергей Бобович.
Он подчеркнул, что выстроена система подготовки кадров по всем направлениям. "Белорусские вузы готовят для нас специалистов. Но при этом мы очень плотно работаем с Технической академией "Росатома", Корпоративной академией "Росатома", с другими вузами. И при необходимости берем у них информацию, направляем туда своих специалистов для повышения квалификации, для обмена опытом. И сегодня могу сказать четко, что белорусская атомная станция укомплектована на 100% необходимым персоналом, и это практически полностью белорусские специалисты", - отметил гендиректор БелАЭС.
По его словам, белорусские специалисты проходят стажировки за рубежом. Идет также плотная работа с международными организациями - Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Всемирной ассоциацией организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС).
"Мы не только проходим подготовку - наши специалисты уже являются экспертами по многим направлениям. И мы содействуем внедрению лучших практик на других объектах. Мы сегодня полностью окунулись в мировую атомную практику и полноценно там себя чувствуем", - подчеркнул Сергей Бобович.
Он также сделал акцент на том, что у работников станции есть все возможности для самореализации. "Наши люди не ищут легких путей в этой жизни. Мы все пришли сюда для того, чтобы показать, на что мы способны. Поэтому когда молодые специалисты сюда приходят, мы показываем, что у них есть огромные возможности. И те компетенции, которые они здесь приобретают, позволяют им развиваться, двигаться дальше. Молодые люди сегодня должны четко понимать, где они будут через 5-10 лет, чтобы выстраивать свой карьерный рост. Все зависит в основном от них, а предприятие со своей стороны сделает все возможное", - резюмировал гендиректор БелАЭС.
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту "АЭС-2006", который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР) третьего поколения повышенной безопасности. Они имеют улучшенные технико-экономические показатели. Главная их особенность - уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Реактор не пострадает в случае землетрясения, урагана, наводнения, взрыва и даже падения самолета.
Первый блок Белорусской атомной станции введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года, второй - в ноябре 2023-го.
Встреча прошла в рамках работы постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему "Государственная политика в сфере культуры в рамках Союзного государства в условиях геополитических изменений: направления и перспективы", который с 20 по 21 ноября проходит в Гродно.
"У нас сложились тесные связи в рамках Союзного государства, несмотря на то, что мы один из самых западных его регионов. Это сотрудничество в сферах экономики, образования, культуры, - отметил Владимир Караник. - Наши творческие коллективы регулярно участвуют в фестивалях, проводимых в Российской Федерации. Мы всегда рады гостям из братской России на гродненской земле. Думаю, что встреча, которая прошла в Гродно, придаст дополнительный импульс уже имеющимся направлениям взаимодействия, непременно откроет новые и выведет наше сотрудничество в сфере культуры на качественно новый уровень".
Как подчеркнул Владимир Караник, в сегодняшнем неспокойном мире историческая память, национальные традиции, культурный код наших народов нужно сохранять. Это тот фундамент, который позволит нам и в будущем рука об руку двигаться вперед.
Подводя итоги первого дня семинара, Николай Бурляев отметил, что его участники представили почти полсотни докладов. И каждый из них включал интересные идеи, актуальные в развитии сотрудничества в рамках Союзного государства. "Кино, театр, музыка, литература, живопись, просвещение, сохранение наследия - практически все сферы культуры нашли свое отражение на семинаре, и во всех есть большой потенциал сотрудничества", - подчеркнул председатель комиссии Парламентского собрания.
Как заметил Николай Бурляев, то внимание, с которым участники слушали коллег, обсуждения взаимно привлекательных идей на полях форума убеждают, что у нашего сотрудничества большое будущее. "Культура - основа национальной безопасности", - подчеркнул народный артист России. Именно поэтому, по его мнению, так важно укреплять взаимодействие и развивать взаимообогащение в этой сфере.
От Республики Таджикистан в форуме принимают участие молодые сотрудники Комитета по телевидению и радио при Правительстве Республики Таджикистан, Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикистан и студенты филиала Московского государственного университета в городе Душанбе.
В работе форума, который продлится 3 дня, также примет участие молодёжь из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.
Участники подготовят исследовательские проекты по 6 направлениям (политология, молодёжная политика, культура, медиа, история и экономика) и представят их специалистам в ходе форума.
Напомним, что форум проводится уже в четвёртый раз, за это время в нём приняли участие более 100 представителей молодёжи из стран Центральной Азии.
Форум молодых лидеров "Россия - Центрально-Азиатский регион" способствует дружбе молодёжи, знакомству с историей, культурой и традициями.
--
САРАТОВ, 21 ноября. /ТАСС/. "Почта России" в честь 90-летия со дня рождения Альфреда Шнитке изготовила штемпель и открытку с изображением композитора. После торжественного гашения штемпель передадут в Центральный музей связи имени Попова в Санкт-Петербурге, сообщила журналистам министр культуры региона Наталия Щелканова.
"Специально к юбилею "Почта России" изготовила открытку с изображением портрета композитора с партитурой и датами его жизни и штемпель - он будет действовать один день, 24 ноября. Поставить этот штемпель можно на Главпочтамте в Саратове или в филармонии перед концертом
<
…
>
. На следующий день он отправится в Санкт-Петербург в музей связи имени Попова и станет музейным экспонатом", - сказала Щелканова на пресс-конференции.
Она отметила, что продукция, на которой будет поставлен штемпель, станет раритетной. Церемония гашения штемпеля состоится на Музыкальном фестивале "Лабиринты" к 90-летию со дня рождения Шнитке.
Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе Саратовской области. В 1997 году он стал почетным гражданином города. Шнитке является автором оперы "Одиннадцатая заповедь", балета "Лабиринты", оркестровых пьес, музыки для кинофильмов "Вызываем огонь на себя", "Белорусский вокзал" и других сочинений. Признан одним из символов советского музыкального авангарда. В этом году в России отмечается 90-летие со дня рождения композитора.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 ноября. /ТАСС/. Музей-заповедник "Царское Село" планирует к новогодним праздникам запустить новый экскурсионный маршрут по личным покоям императрицы Екатерины в Екатерининском дворце, которые, как ожидается, в декабре откроются для посетителей после реставрации. Также музей намерен представить "безусловный хит" этого года - выставочный проект "Поэт и царь" к юбилею Пушкина - в разных городах России, сообщила начальник отдела выставок Екатерина Швиглева.
"Вводим новый маршрут по Екатерининскому дворцу. Надеюсь, он у нас откроется уже к новогодним праздникам. Сейчас у нас действует три маршрута, два из которых включают посещение Янтарной комнаты, а четвертый маршрут будет посвящен личным комнатам Екатерины II. Буквально в декабре мы должны получить эти помещения в эксплуатацию после реставрации", - рассказала Швиглева на Международной конференции "Вовлечение объектов культурного и природного наследия, субъектов деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта в региональные и мировые туристские маршруты".
Синий (Табакерка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский залы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты - восемь уникальных интерьеров были созданы в XVIII веке Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги и стали шедеврами эпохи классицизма. Эти помещения были личными апартаментами императрицы Екатерины II, их убранство было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны. С 2019 года музей-заповедник и ПАО "Газпром" реализуют проект "Екатерина II. Личное пространство", который подразумевает воссоздание этих интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца.
ГМЗ "Царское Село" также планирует представить свой выставочный хит "Поэт и царь" в целом ряде городов страны в ближайшие два года. Это совместный проект со Всероссийским музеем А. С. Пушкина при поддержке Минкультуры РФ, за время его работы (с 8 июня по 29 сентября) его посетили около 135 тыс. человек, отметила Швиглева. В экспозиции были представлены в том числе личные вещи поэта, прижизненные издания его произведений, а также мемориальные предметы российских императоров и членов императорской фамилии. Специально для проекта был создан аудиоспектакль.
"Эта выставка вызвала глобальный интерес у общественности. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы эту выставку переформатировать в передвижной проект, который поедет в течение двух лет в разные регионы России", - отметила Швиглева.
В материалах презентации спикера было указано, что в 2025 году выставку планируется показать в Новосибирске, Тюмени, Салехарде, а в 2026-м - в Твери, Туле и Пскове.
О музее-заповеднике
Музей-заповедник "Царское Село" - памятник архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX века. В нем расположены три парка, а также более 100 архитектурных сооружений.
В высокий сезон 2024 года музей-заповедник принял свыше 2,9 млн туристов из России и 75 стран мира.
САРАТОВ, 21 ноября. /ТАСС/. Выставка "Альфред Шнитке. Звуки пустых страниц" открылась в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева в честь 90-летия композитора. Уникальными экспонатами стали рукописные партитуры Шнитке, рассказал ТАСС куратор выставки Андрей Райкин.
Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе Саратовской области. Он признан одним из символов советского музыкального авангарда. В этом году в России отмечается юбилей композитора.
"Самые уникальные вещи - это рукописные партитуры. Большая часть вещей призвана вызвать определенные ассоциации, они раскрывают внутренний мир Шнитке, его философию и жанры его творчества. Сложная была задача, потому что музыку очень сложно показать изобразительным рядом - это абстрактный вид искусства и предполагает личные ассоциации, ощущения, чувства и эмоции слушателя.
<
…
>
Мы постарались сделать так, чтобы объекты, артефакты, инсталляции, которые представлены на этой выставке, рассказывали не только о самих себе или отсылали к фильмам, спектаклям, событиям жизни, но и были своеобразным портретом самого композитора", - отметил собеседник агентства.
Концепция выставки
В числе экспонатов - специально созданные инсталляции, книги из библиотеки Шнитке, готический витраж, деревянная скульптура XVIII века. Райкин рассказал, что выставка начинается с образа черного квадрата, который, как правило, является символом авангарда. "Однако он может быть считан, как образ космоса из которого приходит музыка, которую улавливает композитор. Это может быть образ космоса, из которого пришли мы, как считал, например, персонаж кинофильма "Фантазия Фарятьева". Это философия сопрягается с философией самого Шнитке", - пояснил куратор выставки.
Согласно концепции экспозиции, гости передвигаются от белого зала к черному, где установлен светящийся осколочный готический витраж. Он, по словам Райкина, является образом послевоенной Вены, где сформировались "эстетические критерии" Шнитке. После этого посетители выходят в светлое гармоничное пространство, соединяющее разные эпохи. Там можно увидеть и гравюры XIX века, и электрогитару.
"Здесь продолжается тема пустых страниц. Рукописи автора и уже пустые страницы продолжают философию композитора. Это не простые листы - это пустые нотные листы из папки с рукописями Шнитке", - добавил Райкин.
Генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова в беседе с ТАСС рассказала, что до современников дошло мало предметов, связанных с Шнитке. По ее словам, в подготовке экспозиции приняли участие более 25 федеральных музеев, частных коллекций, галерей. Среди экспонатов, на которые необходимо обратить внимание, Галактионова выделила архивные видеозаписи и фотографии Шнитке.